Виды санок и их история

 

Сани — один из самых (если не самый) древних видов транспорта. Причем применялись они не только на снегу и льду, но и летом. А в некоторых болотистых областях России сани летом применялись даже в начале XX века. Прародителем всех санок считается волокуша — две жерди, соединённые поперечинами, на которые укладывался груз. В один конец жердей, как в оглобли, впрягалась лошадь, второй волочился по земле. Как движущая сила, применялись и другие животные — собаки, быки и т. д., а также люди. Такое нехитрое приспособление позволило весьма облегчить перевозку тяжестей нашим предкам, да и сейчас оно способно выручить в различных ситуациях. К слову, во время Великой Отечественной войны волокуши из подручного материала часто применялись для транспортировки раненых.

Волокуша

Местами и сейчас волокуши применяют, запрягая в них трактор. Используют сейчас санки-волокуши и в походах и экспедициях, а также на зимней рыбалке — уже современные, надувные или пластиковые. Надувные санки-волокуши позволяют не только легко перемещать груз, но и делают движение по льду реки или озера более безопасным.

 

Во многих странах, в том числе на Руси, уже после появления колесных телег и повозок сани продолжали применяться в обрядах. Езда на санях в России считалась более почётной, чем на колёсах, и до конца 17 века торжественные выезды царей и патриархов были санными даже летом. По наличию у человека саней и тому, как они выглядят, можно было судить о его достатке.

 Русские сани

 

Климат и рельеф оказывали влияние на развитие санок в разных странах, что привело к появлению разных конструкций. Так, у индейцев Северной Америки появился тобогган — сани без полозьев, с загнутым вверх передком, сделанные из нескольких досок.

 Тобогган

 

Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России широко использовали нарты — узкие длинные сани, в которые запрягают собак или оленей, а теперь и снегоходы. Нарты не раз применялись в полярных экспедициях. А самые древние нарты были обнаружены на Северном Урале и в торфяниках Прибалтики, эти находки относят ко второму тысячелетию до нашей эры.

 

 

Попытки применить в качестве движущей силы саней что-то кроме мускульной силы людей или животных начались в 18 веке. В северной Европе и Скандинавии на сани ставили парус, ветер позволял перемещаться по гладкому льду рек и озёр с весьма приличной скоростью. Такая конструкция - буер - популярна и сейчас, например, можно встретить туристов на буере на льду Байкала. Не пропустили конструкторы саней и появление двигателей внутреннего сгорания — в начале 20-го века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую действующую, рабочую модель создали в 1903 г. Эти лёгкие сани приводились в движение самолетным винтом, установленным в трубе. Нашлось применение аэросаням и на фронте во время Первой мировой. Аэросани, способные с хорошей скоростью пройти по заснеженному бездорожью, действовали как в русской, так и в германской армии.

Широкое применение аэросани получили в Отечественную войну, особенно в 1942—1943 гг. В этот период они впервые были использованы в значительном количестве как боевые средства. Наиболее успешно аэросани действовали на открытой местности: на озёрных пространствах озёр Ладожское, Ильмень, Селигер, замерзших реках, в прибрежных районах моря и в Финском заливе.

А в 60-х — 80-х годах аэросани Ка-30 с пассажировместимостью 8-10 человек применялись для перевозки почты, пассажиров и грузов, медицинских рейсов в труднодоступных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана.

 Аэросани

 

Детские санки тоже менялись и развивались. В СССР дети зимой катались с горок на обычных санках с деревянными полозьями, позднее — с металлическими. Конструкция санок особо не менялась, только материалы, да цвета становились ярче. В 80-е годы на горки пришли пластиковые санки обычной конструкции, а также плоские санки-ледянки — пластиковые и металлические, позднее появились мягкие ледянки. Чуть позже появились снегокаты, на которых можно было почувствовать себя «за рулём» - у детворы они становились предметом зависти.

 

А совсем недавно на склоны пришли надувные санки-ватрушки, они же тюбинги, пончики и бублики, предком которых считается индейский тобогган. Хотя спуск с горки на тюбе известен был уже в 19 веке (эти санки сильно отличались от современных ватрушек), широкое распространение надувные тюбинги получили только в последние годы. Современный тюбинг представляет собой автомобильную камеру в защитном чехле.

Санки-ватрушка (тюбинг)

Чехол для тюбинга делается, как правило, из ПВХ — целиком, либо только нижняя часть (дно), а верхняя — из синтетических тканей типа «Оксфорда». Такая конструкция тюбинга позволяет развить хорошую скорость на снежной горке, при этом хорошо амортизирует и смягчает удары по «пятой точке». Отсутствие в санках-ватрушках жёстких деталей делает их почти «неубиваемыми» и повышает безопасность катания.

Тюбинги и надувные санки-ватрушки

Найдётся применение санкам-ватрушкам и летом. Тюбинги используются для отдыха на воде, даже для сплава по рекам — но только с несильным течением, поскольку на воде тюбинг почти неуправляем. Также тюбинг может взять на буксир лодка или катер, в этом случае можно кататься на тюбинге, как на водных лыжах. На большой скорости тюбинг иногда отрывается от воды, ненадолго уходя в полёт — такое развлечение становиться всё популярнее. Для водного отдыха лучше выбрать тюбинг, чехол которого выполнен из прочного армированного ПВХ целиком, не забудьте также о необходимости ношения спасательного жилета.

 

Как видно, эволюция санок продолжается, что ещё придумают конструкторы, предсказать сложно. Но в одном можно быть уверенным — санки не исчезнут, их простая и надёжная конструкция всегда найдет применение на отдыхе и не только.