Лыжные походы для новичков. Лыжи и крепления
О креплениях и лыжах для туризма
У людей, впервые собравшихся в лыжный поход, неизбежно возникает ряд вопросов. Попробуем на некоторые ответить.
Начнём с предмета, без которого лыжный поход невозможен — с лыж. Для простых походов выходного дня (начинать знакомство с лыжным туризмом сразу с категорийных походов не стоит) без длительной тропёжки, по лыжням и буранкам (след снегохода), вполне подойдут самые обычные беговые лыжи с любыми креплениями и ботинками. Так что если такой комплект лежит на балконе — для ПВД достаточно. Но с некоторыми дополнениями. Поход, пусть и на 2 дня, остаётся походом, и всё время идти по лыжне вряд ли выйдет. К тому же беговые ботинки обычно не рассчитаны на то, что лыжник проведёт на снегу не 2-3 часа, а 2 дня. Так что очень желательно иметь гамаши — для дополнительной защиты ног от промокания, и обязательно — сменную обувь, тёплые трекинговые ботинки вполне подойдут — в них вы будете по дороге к старту и на пути домой, а также на стоянке. Лыжные же ботинки — только для движения на лыжах.
Но лучше всё же найти, купить, или добыть как-то ещё лыжи туристские. Беговые лыжи узковаты (как правило, 4-5 см) и будут глубоко зарываться в снег при тропёжке, к тому же неустойчивы (не забывайте — рюкзак на спине устойчивости не прибавит). А более широкие (6-7 см) туристские позволят тратить меньше сил на прокладывание лыжни и лучше сохранять равновесие, при этом для катания по лыжне они также подходят.
Да простят меня лыжные гонщики, но рекомендую брать пластиковые лыжи с насечкой. Насечка, нанесённая на скользящую поверхность лыжи посередине, под грузовой площадкой, предохраняет от отдачи — проскальзывания лыжи назад. Для лыж же без насечки потребуются лыжные мази, скольжения и держания, причём работают эти мази в весьма узком диапазоне температур, и в случае потепления или похолодания придётся либо перемазывать лыжи заново, либо смириться с тем, что лыжи «не едут». У лыж с насечкой такой проблемы нет — по личному опыту они едут всегда, и при плюсе, и при минусе, именно в ту сторону, куда надо лыжнику, при этом никаких мазей не требуют. Вероятно, правильно смазанные лыжи без насечки едут быстрее, но есть еще одно «но». Речь не о гонках, а о походах. А в походе на лыжах не бегают, а ходят.
А как быть с длиной лыж? Обычно это рост лыжника или на 10-15 см больше, но многое зависит и от веса лыжника. Увесистым людям подойдут лыжи подлиннее. Также имеет значение жёсткость лыж. Чтобы насечка работала — лыжа должна прогибаться под весом лыжника так, чтобы насечка прилегала к лыжне. Как пишут в сети, чтобы проверить жёсткость лыж, достаточно листа бумаги: положите лыжи на пол и встаньте на них. Когда вы стоите на двух лыжах, лист должен проходить под грузовой площадкой, а когда весь вес приходится на одну лыжу — зазора между лыжей и полом быть не должно. Признаюсь - сам так не делал, просто брал лыжи чуть больше роста. Палки лучше взять алюминиевые, с кольцами-лапками большого (около 10 см) диаметра, чтобы меньше проваливались в снег. Хороши старые советские, выпускаемые сейчас - по отзывам слабоваты. Длина палок рекомендуется на 30 см меньше роста лыжника.
Теперь о креплениях и ботинках. По-моему, для лыжного похода лучший вариант — тросиковые полужёсткие крепления, которые вопреки песне Юрия Визбора «Волейбол на Сретенке» из лыжного туризма уходить не планируют. Такие крепления позволяют пристегнуть лыжи к обычным трекинговым ботинкам, при этом в походе не потребуется вторая пара обуви. А вот что потребуется — так это бахилы, которые помогут сохранить ноги в тепле и сухости и защитят ботинки от повреждения о края креплений (бахилы в данном случае — галоши с нашитыми на них тубусами, надеваются поверх ботинок и защищают ноги до колена). При этом сначала надо выбрать ботинки, затем под них подбираются бахилы (ботинки в галошу бахил должны входить без применения мата, но и болтаться в галошах не должны), а уже потом под эту спарку выбираются крепления. Звучит сложно, но на деле подавляющему большинству мужчин подойдут крепления №3, №4 — для обладателей ног больших размеров в комплекте с толстыми ботинками, №2 — для большинства дам и прочих обладателей малоразмерных ног. Ещё один плюс таких креплений - в их простоте и надёжности, беговые же (особенно автоматические) способны невовремя замерзнуть и тогда, чтобы снять лыжи, придётся крепления как-то отогревать. С тросиковыми такой проблемы не возникнет. Установка же креплений для человека, способного завернуть шуруп, сложности не представляет, просто следуйте инструкции.
К месту старта и от финиша домой надо как-то добираться, и скорее всего (если у вас нет личного вертолёта) в заброске-выброске будет участвовать электричка. А правила перевозки говорят однозначно: лыжи должны быть в чехле. Это, конечно, дополнительный вес, но небольшой, переносить же лыжи в чехле гораздо удобнее, чем без него. Да и если не брать в расчёт возможные конфликты с контролёрами, чехол с лыжами (в отличие от лыж без чехла) не создаёт проблем прочим пассажирам, наконец — просто эстетичнее. А в поезд дальнего следования с незачехлёнными лыжами могут просто не пустить. Для экономии же веса группе лыжников можно взять большие чехлы — на 2, а то и 3 пары лыж. Есть ещё один нюанс. Правила перевозки спортинвентаря в поездах и электричках за последние годы несколько раз менялись, и по ныне действующим — если в поездах дальнего следования лыжи (в чехле) провозятся бесплатно, то в электричках — не везде. Тут правила свои для каждого региона, и в центральном — вотчине ЦППК, плата за провоз лыж взимается! Думаю, многие согласятся, что это глупость (мягко говоря), однако по действующим правилам — так. И известны случаи, когда лыжников за провоз лыж (видимо, лыжи опасны для общества) штрафовали! Чехол и тут может помочь, лежит себе на багажной полке и лежит, а что в нём — контролёра не касается (Что в чехле? - Удочки. Да, 30 штук.)
Алексей Монахов.
- Комментарии